К тридцатитрёхлетию со дня смерти
композитора Вениаминa Арнольдовичa Хаэтa
Ташкентский композитор
Вениамин Арнольдович Хаэт не осознавал до конца ещё,
что он похоронил свою жену младше себя на 8 лет. С ней вместе он шёл по жизни
51 год. Без близости Галины Еремеевны оставалось ему
жить не более одного года и одного дня. Он умрёт от инфаркта на следующий день
после годовщины её смерти. Тогда в конце зимы 1974 Ташкентский Академический
оперный театр имени Алишера Навои готовится к
премьере оперы Забавный случай с музыкой Вениамина Арнольдовича на его
собственное поэтическое либретто. Почти десять лет шли во всю репетиции. Такие
знаменитости, как ныне Александрова, певцы и они же прекрасные актёры давно
выучили партии и ждали костюмы с декорациями для обязательной премьеры
"Забавного случая". Смерть жены композитора перекрыла ему доступ к
духу любви, откуда Вениамин Арнольдович ещё в 78 черпал физические и духовные
силы. Он говорил дочери, моей маме: "Нина, я потерял человека, с которым
прошла вся моя жизнь. Я остался на свете один " 13 марта, через месяц с
лишним после кончины Галины Еремеевны в лучшем зале
Ташкента под названием "Бахор" шёл концерт,
где исполнялось произведение композитора Вениамина Хаэта
для фортепьяно с оркестром в трёх частях. Многие музыкальные критики говорили
композитору, что это - одно из лучших его последних сочинений. Он присутствовал
на концерте, но его душа витала уже не здесь. Что ему почести и поздравления.
Теперь он одинок и все радости жизни, как бы вне его внутреннего состояния.
Ночами он почти не спал и писал музыку. Как только он ложился в кровать, в сердце
накапливалась боль и тоска по супруге. Ему казалось, что она спускалась на
Землю, к нему. А жизнь по прежнему заставляла композитора ходить каждый день в
театр, чтоб не прервать постановку, следить за репетициями филармонии, играющей
его оды с симфониями, а также, как и все предыдущие годы, участвовать в
заседаниях Союза Композиторов Узбекистана. Пролетели месяцы, и Вениамин
Арнольдович сразу внешне состарился. Его друг, настройщик пианино, Георгий Биндер летом записал на свой специальный стерео магнитофон
его "Симфониетту для струнного
оркестра" из четырех частей. Её Вениамин Арнольдович сочинил
в далёкой молодости и несколько изменил в 1969 году. В первой части скрипки
захватывают душу. Не повторяя не один предыдущий такт, как повествование на
языке симфонической музыки, они рассказывают о весёлом НЭПовском
творчестве Вениамина Хаэта. Специально, как бы
издалека, из ниоткуда, в самом начале начинает имитироваться какой-то
потусторонний фон в стиле авангардизма двадцатых в неразрывном сочетании с
настроением и тут же исчезает перевоплощаясь в традиционную гармонию быстрого
жизненного ритма композитора. Вот, как будто закончилась эта часть. Но нет, она
снова вспыхивает с неожиданной силой духа Хаэта.
Опять, иначе клавишный инструмент снова, как в начале номера, на пол минуты он
уводит слушателей в миры авангарда. Эта часть, как ничто иное, взятое из его
ранних произведений, отражает судьбу Вениамина, как предзнаменование того,
когда он снова вернётся к театральной жизни после сталинских репрессий. И точно
так же сама его жизнь внезапно умолкнет, как этот номер. Кончалась осень. Брат
подруги его дочери Нины Хаэт, моей мамы, Павел Пeлютик попал в автокатастрофу. Ему раздробило кость ноги.
Врачи настаивали на ампутации. У друга Вениамина Арнольдовича, его ровесника
Александра Борисовича Явналя, за несколько сотен
километров от Ташкента, в горах, жил знакомый не признанный врачами костоправ.
Он спасал в таких ситуациях, и обречённые на вечную инвалидность делались
здоровыми людьми. Александр Борисович, доживший в дальнейшем до ста с лишним
лет, рискнул в сырую и дождливую погоду ехать с Хаэтом
в горы уже покрытые снегом. Если они не поедут, Павлик останется калекой. А
ведь Вениамину Арнольдовичу тогда уже перевалило за 78 с половиной лет. По
дороге машина буксовала. Пока на колёса одели цепи и добрались до горного
посёлка с искалеченным Павликом, у всех силы иссякли. По возвращению домой
здоровье Вениамина Арнольдовича пошатнулось. В декабре 1974 года тоска по
потерянной жене после тяжелейшей поездки в горы спровоцировала микро-инфаркт. Если в девяностые годы врачи признали, что
после него, для выживания больной обязан лежать влёжку
полгода, то в разгар застойного времени советским врачам давался негласный указ
свыше избавляться от лишних, и тем более, стариков. Тогда появилась теория о
"необходимости" поднимать инфарктников на
десятый день и заставлять ходить. Композитора Хаэта
"ставили на-ноги", и как ни странно, бывший
"враг народа" и узник ГУЛАГА не умер. Тогда директор ташкентского
театра оперы и балета ему высказал прямо, что если Вениамин Арнольдович вдруг
уйдёт на тот свет, его оперу исключат из театрального плана раз и навсегда.
Если композитор не умрёт, то живой он получит весь гонорар за постановку
"Забавного случая" и тут же отдаст половину суммы директору. А если с
ним случится что-нибудь, то деньги, выплачиваемые наследнице уменьшатся в
десять раз, пусть Нина тогда достаёт эту половину гонорара откуда хочет, или
зритель не увидит премьеру его оперы, как своих ушей. Такой же диалог состоялся
у Вениамина Арнольдовича в 1957 году перед премьерой его оперы "Кот в
сапогах". Именно после этого ультиматума в 1957 году Хаэта
сразил первый инфаркт. Тогда, в 61 год Хаэт сумел
перенести на ногах сердечную травму. Директор получил положенную долю, и опера
ставилась даже после смерти композитора до середины девяностых годов. Так изнемождённый композитор отпраздновал Новый год. Январь
прошёл довольно спокойно. Я запомнил на всю жизнь, как мама его ругала из-за
того, что он не бережёт здоровье, когда дедушка однажды забрал меня днём из
детского сада, и мы поехали с ним зимой в оперный театр, на репетицию. Я помню
это послеобеденное время, как он вдруг неожиданно пришёл за мной в сад. Я не
любил садик, и моей радости не было границ. Мне представлялась маршрутка, на
которой мы добрались от Чиланзара до центра города,
волшебной. В моей памяти запечатлелся навсегда пустой тёмный зал с освещённой
сценой и сказочными, как мне казалось, декорациями. В другой вечер без
разрешения мамы Нины мы пошли на праздничную ёлку во Дворце Водного спорта в
тогдашнем парке Кирова, где теперь ташкентская мэрия. Я очень хорошо помню
раздевалку, где мы с дедушкой сняли и оставили пальто, зал наверху и огромный
бассейн с зелёной водой. В 7 лет я пришёл туда во второй раз: учиться плаванью
в группе здоровья, мне мерещилось, что это - тот же дворец и совершенно другой
одновременно. Всего два с половиной года спустя, я решил, что он уменьшился в
два раза. Сейчас я понимаю, что я, просто, вырос. В 7 лет я всё время пытался
отыскать те места, где в январе 1975 года мы сидели с дедушкой наверху, как
зрители. Детям пловцы дарили балет на воде. Я помню, как первый раз в своей
жизни, я увидел деда мороза со снегурочкой, плывущими на разноцветной лодке.
Как самые прекрасные воспоминания той самой зимы в памяти навечно застыли кадры
нашего прихода в сказочный, волшебный Дворец Водного Спорта Митрофаного.
В этот же вечер Вениамин Арнольдович купил мне огромную машину. Я её раскурочил
на следующий день. Когда, почти ночью мы вернулись домой, мама, точно так же,
как я упрекал маму из-за того, что она изнуряла себя работой после своего
обширного инфаркта в конце девяностых, она говорила: "Папа, зачем ты так
поступаешь и балуешь Сашку? " А дедушка ей ответил: "Ниночка, сколько
мне ещё осталось его баловать? " На самом деле не больше месяца. Четвёртого
февраля на годовщину смерти Галины Еремеевны в доме у
нас собралось много народу. Это наверно ужесточило внутреннее одиночество
композитора. Весь следующий день мама посвятила уборке и стирке и она совсем не
ожидала папиной смерти. Как не странно, я помню тот последний дедушкин вечер. В
большой комнате нашей квартиры под выключателем стояло мягкое кресло, оббитое
красным материалом с чёрными полосочками из стороны в
сторону. Дедушка сидел на нём, смеялся и шутил с кем-то из соседей-друзей. Он
тогда дружил с одним поэтом, Владиславом Зверевым. Он жил в соседнем подъезде.
Вениамин Арнольдович писал на его стихи музыку. Может быть с ним он общался в
ту последнюю ночь, а может, с писателем Львом Беловым. Тогда меня уложили спать
в среднюю, мамину спальню. Дедушка проводил бессонные ночи в будущей моей
маленькой комнате на той самой кровати, на которой я спал, вплоть, до нашего
отъезда в Израиль. Мама пошла в ванную купаться. Именно в тот момент Вениамин
Арнольдович закричал от боли в сердце, как только лёг в постель. Случился
последний инфаркт. А композитор Хаэт ещё надеялся
выжить. Нина быстро выскочила из душевой и, в мороз мокрой побежала за своей
подругой Сусаной, тогдашним врачом из реанимационной
кардиологии. Когда через несколько минут они подошли к кровати Вениамина
Арнольдовича, у него уже страшно упало давление. Дедушка успел только шёпотом
сказать: "Сусаночка... ", и сразу потерял
сознание. В пол одиннадцатого ночи 5 февраля 1975 года его сердце остановилось.
Искусственное дыхание не помогло. Жизнь сожгла неутомимого композитора
Вениамина Хаэта, но так и никогда не позволила ему
хотя бы на миг почувствовать себя старым.
Внук композитора
Александр Кирияцкий EXIT